Методические рекомендации педагогам по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Книги |
- Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. - Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. - Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем. - Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор. Желателен текст с иллюстрациями. - Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. - Разделять текст на небольшие смысловые части. - В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль. - При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
|
Планирование работы в классе |
- Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи. - Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения. - Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ. - Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере. - Уменьшать объем выполняемой учеником работы. Предусмотреть работу в парах, в группах. - Изменять правила, которые ущемляют права ребенка. - Предлагать четкие алгоритмы для работы. Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий. - Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом. - Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса. - Обязательное использование наглядных средств. - В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы. Вместо сочинений и изложений предлагать. - записать ответы на прописанные учителем вопросы. Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка
|
Формулировка заданий |
- Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. - Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. - Побуждение ребенка к повторению задания. Задание можно формулировать в несколько этапов. - При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи). - Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком. - Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
|
Оценка |
- Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. - Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. - Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом. - Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. - Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
|
Типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся |
- Педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением. - Педагог очень скуп на хорошие оценки. Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний.
|
Виды помощи учащимся с ОВЗ |
Педагоги, работающие со школьниками с ОВЗ, должны уметь оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую. Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий. Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет, то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения. Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания. |
Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
- Поэлементная инструкция.
- Повтор инструкции.
- Планы алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
- Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
- Речевой образец.
- Демонстрация действий.
- Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
- Опора на рифму.
- Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
- Подбор по аналогии.
- Подбор по противопоставлению.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
- Совместные или имитационные действия.
- Начало действия.
- Сопряженная или отраженная речь.
-Начало фразы.
- Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
- Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
- Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
- Многократное усиление функции.
- Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
- Обращение к товарищу с вопросами.
- Работа со словарями на время.
- Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
- Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
- Найди ошибку.
- Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
- Группировка по общности признаков.
- Исключение лишнего.
- Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).
12. Точность и краткость инструкция по выполнению задания.